Старшие группы: Совята

5—7 лет

Педагоги группы

Педагогический работник
Блохина Светлана Владимировна
Педагогический работник
Савилова Наталья Николаевна

Особенности занятий в группе

Организация коррекционной работы в логопедической группе для детей с ТНР

            Цель организации логопедической группы в дошкольном образовательном учреждении - создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи детей (первичного характера), в освоении ими дошкольных образовательных программ и подготовка детей к успешному обучению в общеобразовательной школе.

Логопедическое коррекционно-педагогическое воздействие направлено на устранение речевого дефекта у детей, а также на предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения (подготовка к обучению грамоте, профилактика дисграфии, совершенствование познавательных процессов и обеспечение личностной готовности к обучению в школе).

Достижение цели обеспечивается постановкой широкого круга образовательных, воспитательных, коррекционных и развивающих задач, решение которых осуществляется логопедами и воспитателями на специальных индивидуальных и фронтальных занятиях, а также созданием единого речевого режима в детском саду (контроль за речью детей в течение всего дня).

В логопедическую группу дошкольного образовательного учреждения зачисляются, как правило, дети одного возраста.

В логопедическую группу детей с тяжёлыми нарушениями речи принимаются дети с алалией, афазией, с дефектами речи, обусловленными нарушением строения и подвижности речевого аппарата (ринолалия, дизартрия, с общим недоразвитием речи 1,2,3 уровня, обусловленным недоразвитием многих компонентов языка). В нашем случае большинство детей имеют общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, стёртую дизартрию.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Проявления ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут варьировать от полного отсутствия общеупотребительной речи (1 уровень речевого развития) до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития (4 уровень речевого развития). 

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) — это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.

    Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.

      Дизартрия может наблюдаться как в тяжелой, так и в легкой форме. В группах ДОУ могут находиться дети с легкими степенями дизартрии или с минимальными дизартрическими расстройствами (другие названия: стертая форма, дизартрический компонент).

        Основной симптом стертой дизартрии представляет собой стойкое нарушение звукопроизношения, которое с трудом поддается коррекции.

   

      Срок коррекционно-развивающей работы 2 года.

Планирование и содержательное наполнение коррекционного обучения определяется программами, методическими материалами и строится с учетом возраста детей.

Организация и проведение логопедической работы в них осуществляются в несколько этапов:

1) отбор и комплектование групп;

2) комплексное обследование детей;

3) составление перспективных планов индивидуальной и фронтальной работы;

4) основной этап, связанный с реализацией планов занятий;

5) контроль - обеспечение промежуточного и итогового контроля;

6) результативно-аналитический (анализ результатов коррекционного обучения).

Основной формой организации коррекционно-развивающей работы

являются групповые (фронтальные), подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия.

Групповые логопедические занятия проводятся в соответствии с программой обучения детей с нарушениями речи (2-3 раза в неделю).

Подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия, как правило, проводятся вне занятий, предусмотренных сеткой занятий дошкольного образовательного учреждения, с учетом режима работы образовательного учреждения и психофизических особенностей развития детей дошкольного возраста.

Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития детей.

Индивидуальные занятия проводятся два-три раза в неделю.

Продолжительность группового логопедического занятия: в старшей группе - 20-25 минут; в подготовительной к школе группе – 25-30 минут.   Продолжительность подгруппового занятия составляет 15-20 минут, продолжительность индивидуального – 15 минут с каждым ребенком.

 Ежедневно, во второй половине дня, проводятся групповые занятия воспитателя по заданию учителя-логопеда.

Выпуск детей из логопедической группы осуществляется психологомедико-педагогическим консилиумом образовательного учреждения после окончания срока коррекционно-логопедического обучения.

В первые две недели пребывания детей в группе проводится логопедическое обследование их речи. Выявляется наличие у детей фразовой речи, обращается внимание на понимание речи, на правильность лексико-грамматического анализа, готовность к звуковому анализу и синтезу слов, на фонетическое оформление, сформированность слоговой структуры, строение и сохранность артикуляционного аппарата.

Индивидуальные тетради детей заводятся для каждого ребенка. На выходные дни эти тетради отдают родителям, чтобы они выполняли задания дома. В понедельник родители приносят тетрадь в группу.

Работа логопеда включает много критериев развития речи, не только исправление звуков.

1. Коррекция звукопроизношения. Разумеется, исправление звуков, постановка отсутствующих звуков. Эта работа проводится индивидуально. Иногда на закрепление звуков в речи детей с одинаковыми нарушениями берут на занятие по 2 - 3 человека.

2. Групповые занятия имеют свои особенности:

-расширяют словарный запас, учат изменять слова, правильно употреблять их;

- обучают связной речи, пересказу, составлению рассказу;

- обучают грамоте (дети учатся слышать, различать в словах звуки, учат буквы, читают, составляют предложения и записывают их).

Основная задача занятий, проводимых учителем-логопедом, состоит в формировании у детей речевых навыков, в развитии внимания к речи, умений вслушиваться в речь и действовать в соответствии с нею.

Обычно в логопедической группе занятия планируются на неделю по 1 лексической теме. Одну неделю изучают овощи, вторую - фрукты, на третьей говорят про ягоды или грибы, про мебель, инструменты, птиц, животных, времена года, одежду, посуду. Воспитатели свои занятия по математике, ознакомлению с окружающим, лепке, рисованию тоже посвящают изучению этой же теме. Такой способ позволяет детям лучше запомнить учебный материал, знания их систематизируются.

Учитель-логопед дает задания воспитателю, чтобы он после сна с детьми проводил беседы, игры на закрепление нужной темы. Повторяют с дошкольниками стихотворения, скороговорки, пословицы.

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организованна и скоординирована работа учителя-логопеда, воспитателей и родителей.

Учёными доказано, что дети - выпускники логопедических групп более подготовлены к школе, чем их сверстники из обычных массовых групп. Дети из логопедических групп умеют читать и писать, имеют большой словарный запас, развитое слуховое внимание, умеют составлять рассказы по картинкам, пересказывать небольшие тексты. Всё это важно для успешного обучения в школе.

Таким образом, стоит отметить очевидные плюсы логопедической группы:

1.     Занятия с логопедом проводятся ежедневно: 2-3 раза в неделю фронтальные, 3 раза в неделю индивидуальные и 2 раза - подгрупповые по 3-5 человек. Учитель-логопед работает в одной группе и находит к каждому ребёнку индивидуальный подход.

2.     Активная речевая среда в группе и постоянная корректировка речи детей воспитателями в течение дня.

3.     Артикуляционная и пальчиковая гимнастики, элементы логоритмики, развитие мелкой моторики - все это входит в распорядок каждого дня у детей.

4.     Дети выходят из логопедических групп лучше подготовленными к школе. Это подтверждают не только сами логопеды и воспитатели, но и мамы детей, которые прошли через них. В логопедической группе, они активно занимаются звуко-буквенным анализом, чтением, письмом, учатся правильно строить предложения, давать полный ответ на вопрос, пересказывать и составлять рассказ по картинкам.

Используемая литература

1.Коррекционная программа: Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи: Коррекция нарушений речи/ Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина и др. - М.: Просвещение. - 2008г.; «Примерная программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» Нищева Н.В., 2012.

Обучающая программа

Текст, описывающий обучающую программу группы

Новости и события

Все новости и события
Недавно в нашем детском саду открылась сенсорная комната.
09 августа 2024 г.
Недавно в нашем детском саду открылась сенсорная комната.
Недавно в нашем детском саду открылась сенсорная комната. Ее целью является: сохранение психологического здоровья детей в условиях ДОУ. Увлекательные занятия в сенсорной комнате ценятся по следующим причинам: формирование правильного восприятия мира и его устройства через игровую форму; развитие способности контролировать свои эмоции и выражать их с помощью речи; предоставление возможности распределения своего времени; обучение самоорганизации; познание принципов коммуникации; работа над чрезмерной активностью, мышлением, воображением и другими психическими процессами. Сенсорная комната — это сказочный мир для ребенка, где занятия будут иметь оригинальный и увлекательный характер, а воспоминания о них будут самыми приятными. Сенсорная комната рекомендуется в каждом детском саду с целью создания условия для психологического здоровья дошкольников.
Консультация для воспитателей «Сказка как средство патриотического воспитания».
09 августа 2020 г.
Консультация для воспитателей «Сказка как средство патриотического воспитания»
Консультация для воспитателей «Сказка как средство патриотического воспитания» Сказка является эффективным средством воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста. В русских народных сказках отражены определённые социальные отношения, показан быт народа, его домашняя жизнь, нравственные понятия. Сказки содержат пример патриотических поступков своих героев, выступающих защитниками Отечества. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку в детях развивается чувство прекрасного. Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный. Задача педагога — обратить внимание на те образцы, идеи и мысли, которые помогают понять, представить культуру народа, его традиции, формируют чувство гордости за народ и страну, учат ребёнка определённой гражданской позиции, доносят до сознания ребёнка народную мудрость.

Распорядок дня и меню

Мы составили для ваших детей удобное расписание занятий и отдыха
Изучить нормативные документы
Расписание
Примерное расписание на день
Время
Мероприятие
Время
Мероприятие
Время
Мероприятие
Меню десятидневное цикличное
Примерное меню на день
Завтрак
Блюдо масса в г
Блюдо масса в г
Блюдо масса в г
Второй завтрак
Блюдо масса в г
Блюдо масса в г
Блюдо масса в г

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie