Старшие группы: Совята
Педагоги группы
Особенности занятий в группе
Организация коррекционной работы в логопедической группе для детей с ТНР
Цель организации логопедической группы в дошкольном образовательном учреждении - создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи детей (первичного характера), в освоении ими дошкольных образовательных программ и подготовка детей к успешному обучению в общеобразовательной школе.
Логопедическое коррекционно-педагогическое воздействие направлено на устранение речевого дефекта у детей, а также на предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения (подготовка к обучению грамоте, профилактика дисграфии, совершенствование познавательных процессов и обеспечение личностной готовности к обучению в школе).
Достижение цели обеспечивается постановкой широкого круга образовательных, воспитательных, коррекционных и развивающих задач, решение которых осуществляется логопедами и воспитателями на специальных индивидуальных и фронтальных занятиях, а также созданием единого речевого режима в детском саду (контроль за речью детей в течение всего дня).
В логопедическую группу дошкольного образовательного учреждения зачисляются, как правило, дети одного возраста.
В логопедическую группу детей с тяжёлыми нарушениями речи принимаются дети с алалией, афазией, с дефектами речи, обусловленными нарушением строения и подвижности речевого аппарата (ринолалия, дизартрия, с общим недоразвитием речи 1,2,3 уровня, обусловленным недоразвитием многих компонентов языка). В нашем случае большинство детей имеют общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, стёртую дизартрию.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Проявления ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут варьировать от полного отсутствия общеупотребительной речи (1 уровень речевого развития) до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития (4 уровень речевого развития).
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) — это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.
Дизартрия может наблюдаться как в тяжелой, так и в легкой форме. В группах ДОУ могут находиться дети с легкими степенями дизартрии или с минимальными дизартрическими расстройствами (другие названия: стертая форма, дизартрический компонент).
Основной симптом стертой дизартрии представляет собой стойкое нарушение звукопроизношения, которое с трудом поддается коррекции.
Срок коррекционно-развивающей работы 2 года.
Планирование и содержательное наполнение коррекционного обучения определяется программами, методическими материалами и строится с учетом возраста детей.
Организация и проведение логопедической работы в них осуществляются в несколько этапов:
1) отбор и комплектование групп;
2) комплексное обследование детей;
3) составление перспективных планов индивидуальной и фронтальной работы;
4) основной этап, связанный с реализацией планов занятий;
5) контроль - обеспечение промежуточного и итогового контроля;
6) результативно-аналитический (анализ результатов коррекционного обучения).
Основной формой организации коррекционно-развивающей работы
являются групповые (фронтальные), подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия.
Групповые логопедические занятия проводятся в соответствии с программой обучения детей с нарушениями речи (2-3 раза в неделю).
Подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия, как правило, проводятся вне занятий, предусмотренных сеткой занятий дошкольного образовательного учреждения, с учетом режима работы образовательного учреждения и психофизических особенностей развития детей дошкольного возраста.
Периодичность подгрупповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития детей.
Индивидуальные занятия проводятся два-три раза в неделю.
Продолжительность группового логопедического занятия: в старшей группе - 20-25 минут; в подготовительной к школе группе – 25-30 минут. Продолжительность подгруппового занятия составляет 15-20 минут, продолжительность индивидуального – 15 минут с каждым ребенком.
Ежедневно, во второй половине дня, проводятся групповые занятия воспитателя по заданию учителя-логопеда.
Выпуск детей из логопедической группы осуществляется психологомедико-педагогическим консилиумом образовательного учреждения после окончания срока коррекционно-логопедического обучения.
В первые две недели пребывания детей в группе проводится логопедическое обследование их речи. Выявляется наличие у детей фразовой речи, обращается внимание на понимание речи, на правильность лексико-грамматического анализа, готовность к звуковому анализу и синтезу слов, на фонетическое оформление, сформированность слоговой структуры, строение и сохранность артикуляционного аппарата.
Индивидуальные тетради детей заводятся для каждого ребенка. На выходные дни эти тетради отдают родителям, чтобы они выполняли задания дома. В понедельник родители приносят тетрадь в группу.
Работа логопеда включает много критериев развития речи, не только исправление звуков.
1. Коррекция звукопроизношения. Разумеется, исправление звуков, постановка отсутствующих звуков. Эта работа проводится индивидуально. Иногда на закрепление звуков в речи детей с одинаковыми нарушениями берут на занятие по 2 - 3 человека.
2. Групповые занятия имеют свои особенности:
-расширяют словарный запас, учат изменять слова, правильно употреблять их;
- обучают связной речи, пересказу, составлению рассказу;
- обучают грамоте (дети учатся слышать, различать в словах звуки, учат буквы, читают, составляют предложения и записывают их).
Основная задача занятий, проводимых учителем-логопедом, состоит в формировании у детей речевых навыков, в развитии внимания к речи, умений вслушиваться в речь и действовать в соответствии с нею.
Обычно в логопедической группе занятия планируются на неделю по 1 лексической теме. Одну неделю изучают овощи, вторую - фрукты, на третьей говорят про ягоды или грибы, про мебель, инструменты, птиц, животных, времена года, одежду, посуду. Воспитатели свои занятия по математике, ознакомлению с окружающим, лепке, рисованию тоже посвящают изучению этой же теме. Такой способ позволяет детям лучше запомнить учебный материал, знания их систематизируются.
Учитель-логопед дает задания воспитателю, чтобы он после сна с детьми проводил беседы, игры на закрепление нужной темы. Повторяют с дошкольниками стихотворения, скороговорки, пословицы.
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организованна и скоординирована работа учителя-логопеда, воспитателей и родителей.
Учёными доказано, что дети - выпускники логопедических групп более подготовлены к школе, чем их сверстники из обычных массовых групп. Дети из логопедических групп умеют читать и писать, имеют большой словарный запас, развитое слуховое внимание, умеют составлять рассказы по картинкам, пересказывать небольшие тексты. Всё это важно для успешного обучения в школе.
Таким образом, стоит отметить очевидные плюсы логопедической группы:
1. Занятия с логопедом проводятся ежедневно: 2-3 раза в неделю фронтальные, 3 раза в неделю индивидуальные и 2 раза - подгрупповые по 3-5 человек. Учитель-логопед работает в одной группе и находит к каждому ребёнку индивидуальный подход.
2. Активная речевая среда в группе и постоянная корректировка речи детей воспитателями в течение дня.
3. Артикуляционная и пальчиковая гимнастики, элементы логоритмики, развитие мелкой моторики - все это входит в распорядок каждого дня у детей.
4. Дети выходят из логопедических групп лучше подготовленными к школе. Это подтверждают не только сами логопеды и воспитатели, но и мамы детей, которые прошли через них. В логопедической группе, они активно занимаются звуко-буквенным анализом, чтением, письмом, учатся правильно строить предложения, давать полный ответ на вопрос, пересказывать и составлять рассказ по картинкам.
Используемая литература
1.Коррекционная программа: Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи: Коррекция нарушений речи/ Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина и др. - М.: Просвещение. - 2008г.; «Примерная программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» Нищева Н.В., 2012.
Обучающая программа
Текст, описывающий обучающую программу группыНовости и события
Все новости и событияИнформация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»